Творческая мастерская
психологической поддержки ДИАарт©
В настоящее время ведущие специалисты в области эндокринологии признают сахарный диабет «глобальной неинфекционной эпидемией» во всем мире. Действительно, согласно статистике в последнее десятилетие численность больных увеличилась до 7 % от всего населения планеты. Среди больных сахарным диабетом довольно высокий процент составляют дети и подростки, заболевшие до 16 лет — 3-8 % .
Сахарный диабет хроническое заболевание, которое требует постоянного контроля пациента за своим состоянием и несет в себе не только объективные ограничения в питании, но и необходимость в изменении всего образа жизни. За короткое время пациенту необходимо принять факт болезни и встроить его в свою жизненную «систему координат». Количество времени, которое потребуется человеку для этого, напрямую определяет его качество жизни в настоящем и будущем. Продолжительность принятия проблемы зависит от множества факторов: в первую очередь от личностных особенностей, возраста, привычного стиля реагирования, социальных условий, в которых находится человек. Необходимость следования многим предписаниям по контролю заболевания, симптомы острой гипо- или гипергликемии, а также угроза или манифестация поздних осложнений диабета могут стать причиной психологической подавленности и ухудшения качества жизни и привести к нежеланию дальнейшего выполнения рекомендаций по лечению. А это, в свою очередь, приведет к ухудшению контроля диабета и самочувствия, повышению риска развития осложнений и еще большему усилению чувства подавленности. Таким образом, как диабет влияет на качество жизни, так и качество жизни пациента влияет на течение сахарного диабета.
Для детей и подростков с сахарным диабетом характерны повышенная агрессивность и тревожность, эмоциональная лабильность, депрессивные и невротические проявления, что зачастую является следствием соматических проявлений заболевания. Так, частые гипогликемии, которые возникают внезапно и сопровождаются крайне неприятными телесными ощущениями, ведут к развитию тревожно — фобических реакций, возникает дезадаптация в поведении, неадекватная коррекция терапии.
Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время в нашей стране, к сожалению, не развита структура психологической помощи детям с сахарным диабетом и их родителям на базе больниц и отделений эндокринологии, а также участия психолога на школах «Сахарного диабета». Хотя многие современные исследователи-эндокринологи указывают на необходимость учета психосоциального контекста при обучении пациентов с сахарным диабетом, а также подтверждают эффективность применения психолого-педагогического подхода, включающего в себя поведенческие и психологические воздействия. Психолог обладает умением видеть конкретные проблемы больных, владеет адекватным языком, дает обратную связь в общении. Это в свою очередь обогащает и делает высокоэффективной повседневную практику ведения пациентов с сахарным диабетом, облегчая в то же время труд врача и экономя его время.*
Описание социального проектаНесколько раз в месяц на базе эндокринологических отделений детских городских больниц организуются арт-терапевтические занятия с детьми профессиональным педагогом–художником. Арт-терапия в буквальном смысле означает лечение искусством и состоит из творческих занятий в форме мастер-классов в различных техниках. Они рассчитаны таким образом, чтобы конечный результат был достигнут за 1 – 1,5 часа и направлены на то, чтобы дети отвлеклись от болезни и больничной атмосферы, неприятных лечебных процедур, получили заряд положительных эмоций от процесса творчества и позитивный настрой на правильное формирование видения этого образа жизни, освоили творческие навыки и поверили в свои силы. Тематика мастер-классов и технология исполнения продумываются заранее с учетом разновозрастной аудитории и времени занятий. Выбираются такие творческие техники, чтобы работа была интересной, увлекательной и не требовала особых способностей и навыков, чтобы ребенок расслабился и чувствовал себя непринужденно.
Пока дети занимаются арт-терапией, с родителями работает дипломированный психолог. Специфика сахарного диабета требует от родителей за короткий промежуток времени усвоение большого количества специальной информации на «Школе сахарного диабета». Они обучаются инсулинотерапии, правильному контролю уровня сахара в крови, диетотерапии, чтобы в дальнейшем передать полученные знания своему ребенку, знать, как жить дальше вне больничных стен. В это время родители находятся в остром эмоциональном состоянии: шока, гнева, ступора, неверия в произошедшее. Они зачастую отрицают поставленный врачами диагноз, ищут и верят в альтернативные способы полного излечения сахарного диабета методами нетрадиционной медицины, которых на сегодняшний день не существует.
В сознание пропускается только та информация, которую родитель способен выдержать. Может обостриться чувство вины, сильное присоединение к ребенку или наоборот уход от участия в решении проблем. В случае с сахарным диабетом основной психологический ресурс это скорейшее осознание, что при правильном поведении и отношении к ситуации с диабетом можно жить полноценной жизнью, заниматься спортом, работать или учиться, создавать семьи, беспрепятственно идти к намеченным целям.
*по материалам автора Е.С. Мосина Журнал «Клиническая и специальная психология» №4 2014 www.psyjournals.ru/psyclin