Страхи у ребенка
Доброго времени суток!! Возможно ли поработать с ребёнком 4 годика, манифестация 9 месяцев назад. Сейчас инсулинотерапия на помпе, страх смены канюль, сенсоров либры. Много страхов бытовых, расстройства по поводу диагноза. Никогда не говорила ей что болеет, даже не упоминала и словом, но все чаще спрашивает как сахар в кровь попал, почему у неё есть а у братика нет, и сегодня сказала, что не хочет быть больной. Последнее слово подчеркиваю, потому что, повторюсь, никогда у нас в доме не было и речи о болезни. Плачет, что ей так не хочется жить, что все надоело. Ездили на море по соц путевке, в воду ни ногой. Дома спать без закрытой двери на ключ не может. Ну и эти вечные страхи смены канюль, и часто задаёт вопросы о сахаре, как попал , почему, личико печальное…расстраивается что ей так всегда надо будет с инсулином жить…это все в общих чеотах..заранее спасибо за ответ!! 🙏
Добрый день! Поработать с ребенком в 4 года вполне возможно, в игровом подходе или через рисунок или сказотерапию. Но многое в данном случае зависит от родителей и от того как они сами воспринимают ситуацию с диабетом, что они именно говорят, что чувствуют и что делают. У девочки много страхов, которые связаны не только с диабетом, в основном они указывают на отсутствие чувства безопасности и на страх соприкосновения со своими чувствами (страх воды). Девочка в четыре года хорошо развита личностно, есть признаки усталости и выгорания от диабета и процедур, ограничений. Для детей с диабетом опережающее развитие в плане самосознания часто встречается, т.к. им рано приходиться взрослеть. Часто ребенок транслирует эмоциональное состояние родителей, которое они не проговаривают, ребенок как бы считывает и отражает его через свое поведение и слова: «не хочется жить, что все надоело» — это довольно взрослые формулировки и чувства Похоже, что девочка ощущает, что от нее что-то скрывают или недоговаривают взрослые. Т.е. болезнь (проблема) есть (особые потребности, замеры, сенсоры, ограничения, жизнь в режиме и т.д.) а ее не признают как сложную ситуацию, и делают вид, что все хорошо («никогда у нас в доме не было и речи о болезни»). Вероятно, пришло время честно и открыто говорить с девочкой обо всем, что ее волнует и столько сколько ей потребуется. Ребенок имеет право знать то, что с ним происходит, т.к. это его тело и его душа. Чем картина становится яснее, тем меньше тревог и страхов, т.к. тревожит неопределенность и отсутствие информации. Постепенно при правильном отношении родителей к диабету последует постепенное принятие. Ребенок быстрее принимает ситуацию с диабетом, если родители ее принимают, т.к. в 4 года он опирается на маму и папу. Сейчас важно, чтобы мама и папа были в ресурсе, особенной заботы требует взрослый, который постоянно находиться с ребенком (чаще мама). Поэтому изначально психолог работает с родителями. Постепенно родители (мама) становятся стабильнее, снижается тревога, появляются ресурсы для эффективного взаимодействия с ребенком и управления диабетом. На консультациях находим вместе с мамой правильные и подходящие именно для конкретного ребенка слова для объяснений и т.д. Постепенно в семье меняют тактику взаимодействия с ребенком. Часто после работы с родителями, проблемы ребенка теряют свою остроту, интенсивность — ребенок становиться стабильнее, и работа с ним не требуется. При необходимости после работы с родителями работают с ребенком исключительно в игровом и арт-терапевтическом подходе на проработку страхов, снижение тревоги и принятие. Все решаемо. Буду рада помочь. Контакты, информация обо мне и полезные статьи по СД 1 типа в разделе ДИАпсихоЛОГ© и по ссылке: https://www.b17.ru/vjcbyf/
С уважением к вам, клинический психолог Екатерина Мосина.