Ребенок стесняется в школе
Как донести ребёнку, что он тоже должен принимать участие в своей компенсации диабета. Чтобы не стеснялся в школе. 12 лет стаж 1,5 г.
Добрый день! Ваш вопрос понятен. Очень важно, как все происходило тогда, когда ребенок только заболел. Чаще всего родители берут всю заботу и опеку на себя, оберегая ребенка перед трудностями. Это психологически естественный механизм, ребенок автоматически становится на порядок младше. На страте заболевания вообще трудно понять что происходит: и с эмоциями и сахарами и с тем, как со всем этим совладать. Родители вынуждены брать управление ситуацией и контроль над диабетом в свои руки.
Но проходит время, и семья и ребенок постепенно адаптируются к происходящему, лучше начинают разбираться в особенностях компенсации и особенностях жизни с диабетом. Как вы правильно заметили, что ребенку важно осознать, что это его диабет, и он должен принимать участие в своей компенсации. И сейчас настало самое время для постепенной и планомерной передачи ответственности. В первую очередь стоит договориться, что он будет и в состоянии уже делать сам, а что он пока будет делать при поддержке родителей. Например, делает и считает болюсный инсулин, а вы помогаете ему с уколами длинного инсулина. Как можно больше вовлекать ребенка во все процессы, обсуждать с ним происходящее, перестать делать то, что он может сделать сам. Но не резко устраняться, а поддерживать в направлении самостоятельности, хвалить, подбадривать, фиксировать его внимание на успешном преодолении той или иной ситуации, которую он «разрулил» (например, будучи в школе) самостоятельно. Важно чтобы вы верили в своего ребенка и его способности справляться с теми или иными трудностями, будьте на связи по телефону. Дайте ему понять, что чем лучше он будет справляться с ситуацией и своими обязанностями, тем больше получит свободы. Как только он освоит эти обязанности дома, он проще станет справляться с ситуацией в школе. Французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо в 18 веке писал, что: «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях». Следовательно, должна быть постоянная деятельность, в которой «воспитываются», приобретаются навыки.
Вы пишите, что ребенок «стесняется в школе». А чего именно? Стесняется открыто померить сахар или что-то съесть, ввести дополнительный инсулин на еду? Любые факты сокрытия (стесняется) зачастую говорят о недостаточном принятии ситуации с диабетом. Также факт недостаточного участия ребенка в контроле над диабетом (о чем вы писали в самом начале) подтверждает то, что подросток пока еще не принял, не осознал, возможно, отрицает наличие диабета.
Важно как помогали подростку взрослые (родители, учитель, школьный психолог) на этапе возвращения с диабетом подростка в привычный классный коллектив, что делали для его адаптации в новых условиях. Сообщали о диабете одноклассникам или ничего не рассказывали. Как относятся все члены семьи в семье к диабету и делают ли из этого тайну для окружающих. Как вообще ранее строились отношения у ребенка в классе до диабета и т.д.
Что здесь можно сделать? В первую очередь поговорить с ребенком, что его тревожит, почему ему не комфортно совершать действия по компенсации диабета в школе? Расспросите ребенка о друзьях и его страхах или неприятных чувствах перед сверстниками, какие они именно? Чего больше всего стесняется мальчик? Что именно боится демонстрировать и почему? Важно понять, что именно лежит за его нежеланием следить за собой. Здесь может быть целый ряд вопросов, которые подросток не может разрешить самостоятельно. Например, непринятие одноклассниками, насмешки, страх быть не таким как все, неуверенность и робость как черта характера, страх перед отвержением сверстниками и т.д. Все это еще и осложняется началом пубертата, когда идет гормональная перестройка и активный рост, неуверенность в своей привлекательности — нестабильный и сложный возрастной период. А общение и социальная активность в группе сверстников в подростковом возрасте выходит на первый план по значимости. Школа это как раз площадка – социальная сфера и сфера общения, где ребенок впервые может предъявить свою активность и свое Я другим людям, здесь невозможно спрятаться, много внимания вокруг, любопытства, интереса других к твоим победам или поражения, успешности. Подросток обозначает свое место под солнцем, занимает свое положение в классе, хочет влиять и быть значимым. Важно, чтобы ваш ребенок обрел свое место в классе и друзей-единомышленников. Для этого надо приложить усилия, не ожидать пассивно, пока подросток справиться сам, а предпринять действия, помочь. Стоит чаще приглашать школьных друзей ребенка в гости – чтобы познакомится с ними ближе, сформировать тот первоначальный круг общения, в котором ребенку будет комфортно и спокойно.
Также необходимо найти сферу деятельности, которая доставляет ребенку удовольствие, а также позволяет быть активным и значимым среди сверстников. Подростку необходимо укреплять веру в свое Я. Ресурсы Я – это зоны успеха. Что еще я могу предъявить другим как самопрезентацию? Как реализацию – найти те сферы, в которых ребенок успешен, то, что ему действительно удается. Дети-диабетики необычайно талантливы. Им рано приходиться взрослеть, они раньше становятся осознанными.
Не пожалейте времени и сил найти этот талант, способности у своего ребенка. Это может быть спорт, танцы или рисование, игра на музыкальных инструментах или занятия в театральном кружке. Это может быть все, что угодно, от вышивки до игры на барабанах. Цель творчества ребенка – выразить себя и открыть часть своей личности миру, привлечь единомышленников, проявить себя и оставить след. Главное, что здесь ребенок может реализовать и проявить свои таланты, быть ярким и включенным в общий процесс, не смотря на особенности здоровья. Например, моя дочь с диабетом хорошо рисует и когда она была в 8-9 классе, я при поддержке завуча организовывала в школе выставку ее картин, проводили экскурсию, она рассказывала ребятам о своих работах. Также она активно работала в школьном драмкружке, пела и читала стихи, даже писала свои сценарии, один из них был реализован на школьной сцене. Вы можете увидеть видео ее спектакля вот здесь: https://www.youtube.com/watch?v=KYTwY7iBgqM
Думаю, что вам стоит помочь ребенку в адаптации и принятии и получить профессиональную помощь и поддержку психолога. Обратитесь с запросом к школьному психологу и классному руководителю, для помощи в улучшении коммуникации со сверстниками, адаптации в классе.
При необходимости получить консультацию психолога, вы также можете обратиться ко мне. Контакты, информация обо мне и полезные статьи по СД 1 типа в разделе ДИАпсихоЛОГ© и по ссылке: https://www.b17.ru/vjcbyf/
С уважением к вам, клинический психолог Екатерина Мосина.