Больной вопрос о будущем
У меня больной вопрос о будущем. Пока дочка маленькая она всегда со мной нам три года. Но я все время думаю что всю жизнь ей придется жить с диабетом, самой справляться с всеми трудностями. Смогу ли я отпустить и дать ей самой жить с этим… Боюсь стать сумасшедшей мамой и не отпускать гулять, куда то ходить одной с друзьями, когда подрастет. Я ведь сейчас постоянно контролирую. А как потом без этого?!
Добрый день! Переживания мамы мне очень понятны и близки. Я бы хотела выделить из этого вопроса ряд тем, которые в нем звучат. Первое это вопрос о будущем девочки, а также тревоги и страхи мамы, связанные с переходом к самостоятельному контролю над диабетом у дочери. Второе это переживания и концентрация мамы на мысли, что диабет у ребенка на всю жизнь. Также сейчас актуален вопрос взросления и отделения ребенка от мамы.
. В вопросе звучит фраза «нам три года», что говорит пока о неразделенности личности ребенка и личности мамы. Думаю, что именно сейчас мама начинает задумываться об автономии девочки, т.к. очевидно проявляются первые признаки переходного этапа. В 3 года заканчивается ранний период, и сейчас девочка переходит в детство. Возможно, сейчас ребенок впервые осознает свое Я, начинает требовать автономии. Коронная фраза трехлетки — «Я сам!». Могут проявляться негативизм и капризы, непослушание, своеволие, упрямство в поведении. Но это закономерный процесс и негативные проявления связаны с взрослением психики. Постепенно начинает формироваться воля и самостоятельность. После трех лет возможности ребенка возрастают, появляется гордость за свои достижения. Ребенок начинает стремиться к достижению результата в своей деятельности, относиться к взрослому как образцу, появляется чувствительность к оценке взрослым своего поведения. Главное, пережить этот кризис с наименьшими потерями, понимая, что это временный и преходящий этап. В три года может быть сложнее с диабетом и всеми его правилами, чем раньше, т.к. ребенок начинает иначе строить отношения с окружающим миром и близкими. С ним необходимо договариваться, долго объяснять, а не просто запрещать, и считаться с его желаниями, стремлениями, целями, что бывает непросто. Так как раньше уже не будет. Гибкий подход, возможность выбора и альтернативы, внимательность, последовательность, общие взгляды родителей на воспитание ребенка и терпение на этом этапе основные принципы плавного перехода на новый этап взросления.
Вторая тема – это тема, связанная с тревогой мамы за будущее дочери и за то сможет ли она справляться и контролировать свой диабет самостоятельно. Насколько самостоятелен будет будущий подросток, во многом зависит от позиции родителей и их отношения к ситуации с диабетом. Важно, чтобы в родители сами принимали ситуацию с диабетом. Как можно понять, что вы приняли диабет? Ушла ситуация хаоса в голове, вы понимаете как вести инсулинотерапию в том или ином случае, вы чувствуете и можете держать гликемию под контролем. Вы учитываете новые условия и правила, сотрудничаете с врачом. Не скрываете факт наличия диабета у дочери от родственников, друзей и знакомых. Смотрите на ситуацию реально, оцениваете факты и осознаете чувства. Полностью принять ситуацию, что диабет у ребенка на всю жизнь сложно, над этим приходиться много работать и осмысливать, должно пройти время. За этим всегда лежат сложные чувства и с этим лучше всего работать индивидуально с психотерапевтом, для того чтобы ваше эмоциональное состояние, тревога, страхи, чувство вины или уныние не передавалось ребенку.
Сейчас важно понять, что взросление и передача ответственности идет планомерно и постепенно. Это долгий последовательный трудоемкий процесс, за ним лежит серьезная каждодневная работа. Будущее это то, что еще не наступило. Тревога за будущее не дает сосредоточиться на важном моменте «здесь и сейчас», отнимает у семьи не менее важное настоящее. Каким будет будущее, зависит от настоящего и того, что в нем происходит.
Не пытайтесь «съесть слона целиком» – разделите его на части. Отпускание происходит не в один день. Однажды вы увидите, что можно потихоньку начать в чем-то небольшом отпускать. Главное почувствовать этот момент. При передаче ответственности необходимо опираться на возраст ребенка, поощрять любую самостоятельность в отношении контроля над диабетом. Это можно начинать делать с 5-7 лет, в зависимости от степени зрелости и самостоятельности ребенка в целом. Принцип формирования навыка состоит из трех уровней. Первый уровень – примерно до 5 лет — делаем вместе с ребенком (делаем инсулин, замеряем сахар, считаем ХЕ и накладываем порцию еды, отслеживаем время и т.д. – но при этом стараемся проговаривать последовательность всех действий, что делаем как зачем и почему); второй уровень с 5-6 лет – ребенок делает (например, замеряет сахар, использует свою первую табличку простых ХЕ, поворачивает шприц-ручку на нужное количество единиц инсулина) взрослый контролирует правильность выполнения (сначала инъекции могут выполняться в технике «рука в руке»), аккуратно направляет и поддерживает, помогает, напоминает; и только третий этап это когда ребенок почти все делает самостоятельно – чаще всего это уже подростковый возраст. Важно быть в постоянном контакте с ребенком, чувствовать его готовность брать часть заботы о компенсации и не затягивать с теми навыками, которые он уже может выполнять самостоятельно, не делать за него. К школе желательно приобрести навык замера сахара и обучиться технике инъекций, поведению в кризисных или нестандартных ситуациях (гипогликемия, высокий сахар, спортивные нагрузки). В школе все должно быть продумано и последовательно, все необходимое под рукой. Когда есть четкие алгоритмы и понимание, все становиться привычным, а навыки по компенсации входят в каждодневную практику.
Вам необходимо по договоренности иметь периодический отдых и возможность ненадолго отключаться от ситуации с диабетом, временно перепоручив заботу о дочери папе или бабушке. Выход из дома и привычного круга забот даст больше сил и ресурсов для дочки. Зачастую за страхом отпускать ребенка в будущем лежит то, что может проявляться как некая пустота в собственной жизни. Когда мы «при деле», словно бы есть оправдание тому, что мы ничего не меняем в собственной жизни, никак не развиваемся и не двигаемся вперед, не ищем смыслы и новые способы самореализации. Когда мы постепенно отпускаем детей, у нас освобождается больше личного времени и пространства для себя и своей жизни. Важно не забывать о себе, иметь личные цели и увлечения, хобби, общение, не замыкаться лишь на каждодневной круговерти жизни, заниматься любимым делом, не забывать, что вы не только мама, но и еще любящая жена, красивая женщина. А дочка вырастет непременно, и станет самостоятельной и успешной молодой леди. При необходимости получить консультацию психолога, вы также можете обратиться ко мне. Контакты, информация обо мне и полезные статьи по СД 1 типа в разделе ДИАпсихоЛОГ© и по ссылке: https://www.b17.ru/vjcbyf/
С уважением к вам, клинический психолог Екатерина Мосина.