Пищевые нарушения, как исправить?
Пищевые нарушения, как исправить?
Как приучить к правильному питанию? Что делать если ребёнок манипулирует едой? Хочет есть только мучное и сладкое. Бунтует против порядка высчитывания ХЕ и планирования еды. Девочка, 8 лет.
Добрый день! Понимаю вашу ситуацию. У детей с СД 1 типа такие тенденции в поведении бывают часто. В первую очередь, потому что ребенок вынужден принять те ограничения, которые выставляет диабет: питаться правильно, по режиму и с подсчетом ХЕ. Здесь многое зависит от родителей и их поведения на этапе начала ситуации с диабетом. Если с самого начала родители последовательны, считают ХЕ и учат этому ребенка, и не поддаются соблазну дать что-то лишнее из-за того, что жалеют его то обычно ребенок легче привыкает и принимает ситуацию с едой. Вначале заболевания вся семья перестраивается на новый режим питания, и это солидарность идет на пользу, как взрослым, так и ребенку. Ребенок видит – папа и мама едят тоже самое, что и он, не возникает соблазнов, т.к. их нет перед глазами и на тарелках, в холодильнике и кухонных шкафчиках. Сладкое и мучное для ребенка-диабетика это запретный плод. Хотя при гипогликемии родители вынуждены давать ребенку быстрые углеводы. И чаще всего это соки, конфеты, сладости… Гипогликемия пугает ребенка и родителей и чаще в ситуации гипо ребенок переедает. Мне кажется, именно в этом может лежать основное противоречие для ребенка – сладкое и мучное есть нельзя, но когда надо, то можно и даже нужно. Мало того, ребенок в школе и на прогулке должен постоянно иметь доступ к быстрым углеводам, что само по себе является соблазном, перед которым трудно устоять. При компенсированном СД 1типа, с минимальным количеством легких гипогликемий потребность в быстрых углеводах снижается, и ребенок меньше просит сладкое и мучное.
Учитывая эти факторы, я бы посоветовала родителям пользоваться специализированными средствами купирования гипогликемии, продающимися в медицинских магазинах, например дектроза, быстроза и т.п. 1 ХЕ содержится в 3 таблетках, что дает возможность при снижении сахара крови еще не до критических показателей быстро привести его в норму за счет 1-2 таблеток. Дозирование средства является более точным, не получается переедания и ребенок снова может заниматься своими делами. При этом специальные средства купирования гипогликемий не поднимают сахар больше чем необходимо, нет резкого подъема и высоких пиков, что способствует нормальной компенсации после снижения СК.
Отвечая на ваш вопрос, я понимаю, что многое зависит от того, как вы реагируете на бунты против подсчета ХЕ и манипуляций с едой. Обычно манипуляции возникают тогда, когда с ребенком кто-то из взрослых использует манипуляции в процессе воспитания в более раннем возрасте. Ребенок привыкает к этому механизму и постепенно научается пользоваться манипуляциями сам. Манипуляции используются и закрепляются тогда, когда манипулятор получает то, что хочет, т.е. манипуляция срабатывает. А срабатывают манипуляция тогда, когда взрослые из чрезмерной любви и жалости сами же бывают непоследовательны, и поддаются на уловки ребенка.
Потребность в пище – базовая потребность младенца, если мама не кормит – она «недостаточно хорошая». Еда это – жизнь. Мама не кормит, равно «не дает жизни». Часто сладкое и мучное приравнивается к родительской любви и удовольствию. Не испытываете ли вы чувства вины, если не даете сладкое и мучное по требованию?
Любые манипуляции построены на чувствах оппонента. Подумайте и понаблюдайте, на каких? Что с помощью этой потребности в сладком и мучном может восполнять дочь, чего ей не хватает? Возможно, это не проговаривается, но это может быть игра на чувстве любви или на обиде, или на страхе быть отвергнутым, потерять расположение. Иногда за перееданием и нарушением пищевого поведения может лежать острая потребность во внимании, любви, принятии родителей. Иногда пища заполняет желудок и эмоциональную пустоту внутри, чувство одиночества, недостаточное получение удовольствия от жизни.
Думаю, что сейчас ваша дочка проверяет вас на зрелую взрослую позицию по отношению к ситуации. Кто главный в семье, кто рулит? Только вам решать. Если взрослый не берет управление в свои руки, то это вынужден сделать ребенок.
Что можно сделать?
- Противостоять манипуляциям с помощью сосредоточенности на цели вашего поведения (нормализовать пищевое поведение), слушать разум, а не чувства, отстраняться, научиться говорить нет, не вовлекаться, не реагировать, четко и спокойно выставлять границы дозволенного.
- Найти прямые способы воздействия на ребенка — честные и без манипуляций, быть последовательными в своих решениях и действиях, не прогибаться.
- Хвалить и признавать то, что девочка сама умеет себя ограничивать. Через проговаривание сделать это более видимым для ребенка, что она может управлять своими сиюминутными желаниями, отсрочить их удовлетворение.
- Чаще говорить дочке, как вы ее любите, давать телесный контакт и тепло. Важно выражать любовь к ребенку в словах и в качественном времени, проведенном с ним, во внимании к его истинным потребностям и чувствам, слышать и слушать его.
- Включить ребенка в процесс подсчета ХЕ в рамках семейной игры (на скорость, на внимательность, считать просто ради интереса на разных продуктах).
- Найти альтернативы, возможность выбора и разнообразия в рамках правильного питания. Мучное и сладкое иногда давать на десерт в ограниченном количестве и после правильных блюд.
- Вовлечь дочку в приготовление еды по новым рецептам для всей семьи.
- Наладить день ребенка так, чтобы не было места скуке. Не должно быть перевеса тех или иных сфер, например учебной в ущерб игре и общению, прогулкам. Иногда с помощью сладостей ребенок снимает напряжение, тревогу, перегруз. Сбалансированный режим дня не менее важен для ребенка, чем пищевой баланс.
- Возможно, стоит поискать альтернативные источники получения удовольствия от жизни кроме пищи. Попросите дочку придумать 10 вариантов ответа на вопрос – что ей в жизни приносит удовольствие, нравиться делать (помимо пищевых удовольствий)? Запишите ответы на лист бумаги. Можно нарисовать рисунки или сделать коллаж, используя вырезки из журналов на эту тему и включить эти варианты в жизнь семьи. Взрослым данное упражнение не менее полезно.
- Не торопить события, т.к. любые изменения требуют времени и пищевые привычки могут измениться лишь постепенно.
При необходимости получить консультацию психолога, вы также можете обратиться ко мне. Контакты, информация обо мне и полезные статьи по СД 1 типа в разделе ДИАпсихоЛОГ© и по ссылке: https://www.b17.ru/vjcbyf/
С уважением к вам, клинический психолог Екатерина Мосина.