подросток 14 лет, стаж год Проблема с подъеданием.
подросток 14 лет, стаж год
Проблема с подъеданием.
Как идти к репетитору так сахар растёт, была уверенна, что не хомячит , но отодвинула кровать а там склад фантиков. Мне кажется, он не боится осложнений!
Добрый день! Поскольку исходной информации в вопросе довольно мало, то мой ответ может рассматриваться вами лишь как возможная гипотеза о причинах подъедания. Описанная вами ситуация весьма стандартна для подростков с СД 1 типа, т.к. подростки — это в принципе нарушители всяческих границ и правил в силу своих возрастных особенностей и потребностей. Тем более первый период адаптации к ситуации с диабетом прошел (год), многое вошло в привычку и уже не сильно пугает. Похоже, что юноша может подъедать по разным причинам. Вы пишите: «Как идти к репетитору, так сахар растёт». Возможно, перед репетитором повышается тревога или есть нежелание идти к нему. Но поскольку это важно для родителей (в 14 лет важность репетиторов, да и перспектив в жизни еще мало осознается), превозмогая свое нежелание, идет – подчиняясь родителям, но все же хоть в чем-то надо себя поощрить (пожалеть) – например, побаловать сладеньким. Здесь может быть страх перед ответственностью (взрослением) и перед высокой планкой, которую ставят родители или педагоги – страх не соответствовать ожиданиям. Поедание сладостей это еще такой вот вид психологического регресса – побыть маленьким, успокоиться, получить безопасность и психологический комфорт через вкусовые удовольствия. Видимо именно лежа на кровати кушает – так что, скорее всего, использует сладости как самоуспокоение, расслабление. Здесь я бы обратила внимание, а не перегружен ли сейчас ребенок учебой, видит ли он смысл сам в том, чтобы дополнительно ходить к репетиторам, устраивает ли его лично сам репетитор (как личность) и тот результат, который они с ним достигают? И что он хочет сам в перспективе получить на выходе. Может быть, стоит пройти профессиональную профориентацию у психолога, чтобы понять, в каком направлении двигаться в перспективе (вуз, колледж, сфера), на чем сделать упор, а что рассматривать как дополнительные возможности. Важно, чтобы подросток и сам видел результат своих усилий, по каким либо критериям (успеваемость, лучшее понимание и освоение предмета, увеличивающийся интерес). Очень важно, чтобы у подростка оставалось время на другую деятельность, которая приносит отдых и удовольствие. Возможно это спорт, общение со сверстниками, прогулки, творчество. Нельзя загонять подростка в жесткий график.
По вашему вопросу понятно, что вы доверяете своему сыну, считаете достаточно взрослым для понимания ограничений, и были разочарованы в том, что он все-таки «хомячит». Попробуйте внимательно разобрать, обсудить возникшую ситуацию с сыном, сказать, что вы ему доверяете, что вы были уверены в нем – что не подъедает. Спросите сына, когда именно у него возникает такая потребность поесть сладкого (ситуации), о чем он думает или наоборот не думает в тот момент? Возможно, сейчас сын интенсивно растет и ему просто напросто не хватает углеводов. Хорошо, чтобы подросток имел в свободном доступе фрукты – например яблоки, груши, киви, иногда бананы (в них много клетчатки, они повышают настроение) или сухофрукты как альтернативу сладкому (естественно с болюсом на компенсацию). Договоритесь с сыном, что пускай он лучше сообщит вам о своих потребностях (пусть даже съест не всегда то, что вам нравится) и съест это открыто как взрослый, чем сделает это втайне и без инсулина. Это даст ему возможность рассмотреть взрослые варианты поведения, а не играть в игры с самим собой. Это позволит больше уважать желания и потребности юноши, а также и ему самому начать относиться к этому разумно, увидеть — «что и сколько он съедает».
Также он может по-прежнему нуждаться сейчас в бОльшей близости (потребность рассказать, быть выслушанным и понятым), но в силу возрастных особенностей отрицать эту потребность (или вести себя таким образом, чтобы от него отстали и т.д.). Ведь не повоевав с родителями (сын особенно с мамой) невозможно отделиться, стать автономным и самостоятельным. Т.е. с одной стороны хочется независимости, убежать от контроля, с другой спрятаться от требовательного мира. Поэтому важно, чтобы родители чувствовали тот момент, когда подросток хочет поговорить по душам, что-то рассказать и использовали его на полную катушку – как можно больше дать выговориться, внимательно слушать. Со временем эти разговоры будут важны для него самого.
Мне кажется, он не боится осложнений! Для подростков страх осложнений и не характерен, он живет «в данный момент». Ему пока трудно увидеть далекое будущее. Если постоянно говорить об осложнениях в будущем или пугать ими, то с одной стороны формируется тревога за будущее, а с другой желание сбежать от реальности и ограничений. Опасения перед расплатой (все равно осложнения настигнут) подстегивает жить «здесь и сейчас» так как нравиться. Поэтому важно говорить с подростком о будущем в позитивном ключе, как он себя видит в нем, планируя его постепенно и ненавязчиво, фиксировать его внимание на перспективах и возможностях, а не на ограничениях. Страх не лучший советчик, инструмент управления — разумное отношение к своей жизни и своему будущему.
При необходимости получить консультацию психолога, вы также можете обратиться ко мне. Контакты, информация обо мне и полезные статьи по СД 1 типа в разделе ДИАпсихоЛОГ© и по ссылке: https://www.b17.ru/vjcbyf/
С уважением к вам, клинический психолог Екатерина Мосина.