Выгорание
Добрый день! Проблема выгорания после первого года жизни с диабетом весьма распространенная ситуация по частоте обращений за психологической помощью. Год это некий рубеж, в течение первого года должно происходить принятие ситуации с диабетом. Первый год у подростков сохраняются иллюзии, что это когда нибудь закончиться, и диабет пройдет. Но проходит год и ничего не меняется, надежда может сменяться разочарованием, обидой, сниженным фоном настроения и нежеланием что-либо делать вообще… Тяжело принять и ребенку и его родителям тот факт, что пока это ситуация из разряда «навсегда». Но я верю, что придет время, когда диабет научатся не только успешно компенсировать, но и излечивать целиком. Особенность со стартом диабета в подростковом возрасте заключается в том, что это сам по себе кризисный возрастной период. Слишком много изменений в теле и психике одновременно. Подросток меняется и в физиологическом, и в психологическом, и в социальном плане. Диабет сложно контролируется – слишком много переменных. Это период интенсивного роста и гормонального становления, перестройки работы всех органов и систем. Психологически этот период знаменуется глубокими философскими вопросами о собственной личности: Кто Я? Зачем я живу? Куда я иду? Чего я хочу на самом деле? Подросток — это уже не ребенок, но и еще не взрослый. Для подростка становиться наиболее важной сфера общения со сверстниками, поиск своего места в компании сверстников и принятие в ней. Это период взросления и становления, поиск себя и своей позиции, желание получить как можно больше свободы и снять ограничения. А поддержание хорошего самочувствия при диабете как раз заключается в каждодневном контроле за сахаром в крови, ограничениями в питании, необходимости делать замеры и инъекции в любом месте и в любое время, в частности в школе и на прогулке. Я бы сравнила эмоциональную нагрузку подростка с диабетом с сеансом напряженной одновременной игры шахматиста с 4-5 игроками на их поле одновременно…
Давайте разберемся, что такое вообще эмоциональное выгорание? Синдром эмоционального выгорания – это состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически. Состояние похожее на хандру. Люди становятся раздражительными, обидчивыми. Они опускают руки при малейших неудачах и не знают, что со всем этим делать, какое лечение предпринять. Потому так важно разглядеть первые «звоночки» в эмоциональном фоне, принять профилактические меры и не довести себя до нервного срыва.
Эмоциональное выгорание часто проявляется при длительных хронических заболеваниях, особенно в случае с диабетом, когда пациент прилагает каждодневные усилия для сохранения ровного сахара крови, вынужден делать уколы, мерить сахар, считать ХЕ, регулярно вести записи. И это необходимо делать каждый день. К выгоранию при СД 1 типа также могут привести разочарование из-за того, не получается добиться «хороших» цифр, нет стабильности компенсации. Вкладывается слишком много усилий и нет достаточно устойчивого результата. Выгорание из-за регулярных и не очень приятных болезненных процедур: телесный дискомфорт из-за необходимости уколов, проколов пальцев или ношения инсулиновой помпы…
Как поступать с «выгоревшем» человеком? Также как бы вы поступили с усталым путником после долгого пути. Ему просто необходим отдых, домашняя еда, поддержка близких, теплота и сон, возможность рассказать о своем пути и трудностях. А еще найти новые цели и силы двигаться вперед. Ибо дорогу осилит идущий.
Что могут сделать родители, чтобы помочь подростку? Итак:
- Понять, что в подростковый период достичь устойчивой компенсации сложно – не надо ждать идеальных сахаров – надо просто научиться понимать то, что происходит и предпринимать необходимые адекватные меры. Лучше всего иметь памятки перед глазами о том, как поступать в критических ситуациях при гипогликемии и как менять инсулинотерапию при разных уровнях сахара крови. Такие памятки разрабатываются совместно с врачом в процессе терапии и наблюдения.
- Подростку необходимо терпение, выдержка и мудрость взрослых. Замеры сахара должны быть оправданными по количеству, времени и тому, что за замерами следуют адекватные уровню сахара меры. Важно не причитать, не впадать в отчаяние или панику из-за цифр. Принять, предпринять нужные меры и идти дальше. Не ругать и не обвинять ребенка в неправильных действиях, а помочь скорректировать их. В каждой непонятной ситуации садиться за стол переговоров в спокойной и доброжелательной манере. Посмотреть записи, проанализировать тенденции, найти алгоритм коррекции самостоятельно или с помощью лечащего доктора. Хвалить за успехи в управлении диабетом и ситуацией, сосредоточить внимание на успехах ребенка – подчеркивать их ценность, обозначать.
- Временно разделить заботы. Разобраться и помочь подростку с тем, с чем тяжелее всего справляться, а какие-то обязанности закрепить «за ним». В 12 лет у подростка еще нет психологической готовности полностью взять ответственность за свой диабет на себя.
- Понаблюдать за подростком. Постараться понять, с чем именно связана эта усталость или тяжелые чувства, мысли? Это могут крайне разнообразные причины – от усталости от каждодневных процедур, необходимости сдерживать себя в своих желаниях по питанию до вопроса как сказать мальчику, который нравиться о своем диабете. Поэтому важно выяснить, что именно лежит за этим состоянием, и в какие моменты оно особенно сильно проявляется. Тогда можно понять, в чем именно подростку требуется помощь.
- Обязательно давать словесную обратную связь и понимание чувств подростка. Любой человек имеет право устать, и открыто сказать о своих негативных чувствах по этому поводу (злость, раздражение, вина, напряжение, усталость, гнев и т.д.). Когда подросток обозначит свои чувства, можно сказать примерно следующее: «Я понимаю, что ты злишься (раздражаешься или назвать любое другое чувство, возникающее у ребенка), я вижу как тебе тяжело делать инсулин и мерить сахар каждый день. Но иных вариантов чтобы поддерживать себя в хорошей форме, пока нет. Ты очень мужественный и сильный человек. Я рядом и всегда готова разделить с тобой твои трудности. Я тебя очень люблю, и вместе мы преодолеем любые сложности». Именно сейчас для подростка важно иметь родителя как старшего друга, доброго и понимающего наставника, а не ментора. Также важна возможность быть услышанным и правильно понятым, выговориться, и получить поддержку и внимание.
- Из простых методов помогают любые мероприятия, которые снижают стресс и помогают снять напряжение. Важно, чтобы у ребенка было любимое занятие, хобби, дело в котором он бы мог проявить себя. Также желательно сохранить спорт и или любую другую активность, которая была у ребенка до диабета. Поддерживать режим дня, баланс сна и бодрствования, снизить умственную нагрузку, добавить легкие физические нагрузки или прогулки. Также можно практиковать йогу, медитации, техники расслабления, массаж, бассейн, ароматерапию.
- Найти больше сфер жизни, не заполненных только тревогами и заботами о диабете. Важно продолжать жить активно и полноценно, не давая диабету поглотить вашу жизнь целиком. Отведите ему свое пространство, достаточное, но не глобальное. Все решаемо, главное найти баланс и принять ситуацию.
При необходимости получить консультацию психолога, вы также можете обратиться ко мне. Контакты, информация обо мне и полезные статьи по СД 1 типа в разделе ДИАпсихоЛОГ© и по ссылке: https://www.b17.ru/vjcbyf/
С уважением к вам, клинический психолог Екатерина Мосина.